В большинстве девелоперских проектов Москвы предусмотрены подземные паркинги и внеквартирные кладовые помещения.
Согласно данным за три квартала 2022 года, подземные паркинги предусмотрены в 70 % новых проектов, а кладовки – в 76 % (соответственно 95 и 102 проекта, по числу деклараций, размещенных в ЕИСЖС). Об этом рассказала Председатель Москомстройинвеста Анастасия Пятова.
«Подземные паркинги являются самой удобной для горожан формой размещения машино-мест. Это позволяет реализовать концепцию «двор без машин», более качественно, экологично и безопасно организовать пространство рядом с домом. Довольно часто на одном уровне с паркингом девелоперы размещают кладовые помещения – они сейчас стали распространенным, почти непременным атрибутом столичных новостроек», – отметила Анастасия Пятова.
«По нашим проектам мы видим, что зародился тренд, который из маркетингового хода превратился в реальную необходимость, – застройщики начали увеличивать количество кладовых помещений в домах. Если еще несколько лет назад на 3-4 квартиры строилась только 1 кладовая, то в последних жилых комплексах, которые проектировала компания, число таких помещений заметно увеличилось – кладовыми помещениями обеспечены 50% квартир класса «комфорт» и до 100% квартир в бизнес-классе», – отметила главный архитектор WE-ON GROUP Марина Самусенко.
Машино-места в подземных паркингах реализуются как отдельные лоты. Механизмы реализации внеквартирных кладовок различаются – к примеру, они могут в приоритетном порядке продаваться дольщикам, а затем выставляться в свободную продажу.
Кладовые помещения, помимо пространства паркинга, также могут проектироваться на свободных цокольных этажах или на жилых этажах. Площадь кладовой в среднем составляет порядка 4-5 кв. метров, однако может доходить и до нескольких десятков кв. метров.